Все корпоративные культуры можно разделить на 3 основных типа: иерархия, клан (семья) и адхократия. Это напрямую влияет на принцип взаимодействия сотрудников и, конечно же, на обустройство офисного пространства.
Иначе говоря, каждой корпоративной культуре подходит офис определенного типа. А уж про то, чем характеризуется каждый из этих типов, и под какую корпоративную культуру какой офис подходит, поговорим далее.
Это самый классический тип, который до определенного времени был монополистом. Т.е. существовал только он, и не было ему альтернатив.
Для каких кампаний свойственна иерархическая культура, нередко именуемая также бюрократической? Самая ее излюбленная «среда обитания» - это предприятия, где требуется обеспечение максимально эффективного, последовательного, предельно понятного и четко прогнозируемого результата.
В таких компаниях существует четкое распределение границ и обязанностей как между отделами, так и между отдельно взятыми сотрудниками. При этом все рабочие и смежные процессы четко регламентированы.
Наиболее часто корпоративная культура подобного типа встречается в госструктурах, а также на предприятиях, где основной ориентир - это обеспечение внутреннего комфорта и соблюдение всех правил, а не взаимодействие с потребителями конкретных товаров и услуг.
Организации с иерархической культурой предпочитают офисы кабинетно-коридорного типа. Основная цель – это создание «закрытой» системы, которая является оптимальным вариантом для индивидуальной работы. И это полностью оправдано, поскольку командное взаимодействие в такой корпоративной культуре обычно минимальное.
Конечно же, коридоры, проходы и стены занимают полезную площадь. Но без них тут зачастую никак, а потому единственное решение – это стремиться к максимально возможной эргономичности.
Оформление пространства должно быть не только презентабельным, но и поддерживать сосредоточенность персонала на высоком уровне. Здесь целесообразно использовать минималистичный стиль, не отвлекающий людей от работы.
Для создания атмосферы доброжелательности используются светлые тона, грамотно подобранное освещение и обилие живых растений. Согласно результатам проведенных исследований, последнее существенно повышает степень удовлетворенности местом работы.
Кроме этого компаниям, где доминирует культура иерархического типа, свойственно стремление к подчеркиванию собственной респектабельности и консервативных взглядов, что опять же находит отражение в строгости и сдержанности дизайна офисного пространства. Такую атмосферу можно создать, в частности, путем использования массивной мебели «под старину» с кожаным покрытием, а также применения натуральных отделочных материалов, добавляющих солидности (например, натуральной древесины).
Впрочем, было бы несправедливо утверждать, что компании с иерархической корпоративной культурой совершенно не способны существовать в условиях «open space». Это не так. Точнее, не совсем так, поскольку на такой довольно демократичный принцип организации офисного пространства бюрократическая культура накладывает определенные ограничения.
Офисное пространство открытого типа в данных компаниях организовывается таким образом, чтобы работники могли ощущать себя в приватной обстановке. Создается необходимый результат за счет перегородок, мебели и живых горшечных растений.
Такое название, конечно же, не означает, что в компании работают исключительно родственники. Просто именно так принято именовать принцип рабочих отношений, для которых наилучшим вариантом являются гибкие офисы. Другое название такой культуры – клановая.
Итак, что свойственно культуре такого типа? Здесь главной движущей силой является чувство единства и общности. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в числе прочих организационных принципов активно внедряются те, что сильно походят на семейные взаимоотношения.
Руководство таких компаний демонстрирует стремление к расширению возможностей сотрудников, а также активному вовлечению их в различные процессы. Часто общение топ-менеджеров с подчиненными происходит на равных, т.е. при отсутствии иерархии.
Назначение офиса, созданного на базе клановой культуры, состоит в поддержке командной работы при демонстрации явной гибкости, а также искренней заботы о людях. В таких рабочих пространствах приоритет остается за местами для группового взаимодействия (собраний, брейнштормов и т.д.).
В превалирующем большинстве случаев компании с клановой (семейной) культурой непосредственно взаимодействуют с клиентами. Как правило, это сфера услуг либо торговля в розницу.
В последние годы активный рост популярности демонстрирует концепция организации офисного пространства, при которой рабочие места не закреплены за определенными сотрудниками. Воспользоваться таким оборудованным местом может любой работник, у которого в данный момент имеется такая необходимость. Иными словами, офисная мобильность доведена практически до абсолюта.
Из сугубо личных пространств сотруднику такого офиса предлагается только шкафчик-локер, где возможно хранение собственных вещей. Шкафчики-локеры пришли на смену тумбочкам, занимающим значительное пространство, а также захламленным столам. В результате обеспечивается чистота и аккуратность, которые необходимы для комфортной сконцентрированной работы.
По-другому такой тип называется «адхократия». При такой «форме правления» сотрудники обладают практически полной свободой мыслей и действий. В основе игровой корпоративной культуры лежит уверенность в том, что новаторские инициативы и творческий подход – это кротчайший путь к успеху. Естественно, руководство всеми способами такой активности способствует.
Системы «начальник-подчиненный» тоже, естественно, нет. Власть при адхократии передается от одного человека к другому. Это позволяет исключить какие-либо излишние ограничения в процессе предложения и продвижения сотрудником авторских инновационных инициатив.
Поскольку неизменным ориентиром при адхократии является творчество, в интерьерах это тоже прослеживается довольно ярко и отчетливо. Как правило, дизайн-концепция таких офисов характеризуется яркими цветами и сочетаниями, а также нетривиальными формами. При этом руководство отдает себе отчет в том, что офисное пространство служит не только непосредственно для работы, но и для решения сопутствующих задач, включая отдых в течение рабочего дня.
Если говорить в целом, такая корпоративная культура нацелена на создание игровой атмосферы, поскольку именно игра в данном случае является двигателем прогресса и залогом успеха компании. Дело в том, что полная вовлеченность каждого работника в эту игру означает стопроцентное погружение в творческий процесс и, соответственно, желание сотрудника сделать все от себя зависящее для обеспечения себе и компании наилучшего результата.
В ближайшее время наш
консультант свяжется с Вами.